Новости
Доклад, представленный на конференции в Гернике в апреле 1994 года. Текст пересмотрен автором в Мадриде в апреле 1999 года.
02.10.2016 01:56
Доклад, представленный на конференции в Гернике в апреле 1994 года. Текст пересмотрен автором в Мадриде в апреле 1999 года.
Сегодня всем известно, что айкидо, основанное Морихэем Уэшибой (1883-1969), является одним из наиболее выдающихся современных направлений боевых искусств Японии, появившееся несколько позже дзюдо, созданного Дзигоро Кано и имеющего намного более широкую известность и популярность, чем айкидо. Дзигоро Кано искренне восхищался искусством своего младшего коллеги, Морихэя Уэшибы; по его словам, айкидо «является истинным воплощением духа дзюдо в моем понимании».
Подобно дзюдо, но ином стиле, чем последнее, айкидо воплощает принцип истинного будо (боевых искусств) Японии. В отличие от дзюдо, которое, впитав в себя соревновательную систему западных видов спорта, превратилось в одну из олимпийских дисциплин, айкидо придерживается других позиций, сохраняя старинную форму практики, имеющую, по крайней мере, два преимущества: возможность сохранения чистоты формы и, прежде всего, возможность концентрации на сущности, внутреннем смысле, что является сутью нашего направления, которая под влиянием стремления к победе любой ценой может изменяться, ущемляться или исчезать совсем.
Однако айкидо сохраняет не только традиционную форму тренировок. По мере накопления нами знаний и опыта мы каждый раз удивляемся глубиной укоренения айкидо в традициях будо и культуры нашей страны в целом, не только во внешних и технических, но и в теоретико-философских аспектах и с его системой взглядов на мир.
В практическом смысле наше внимание, прежде всего, привлекает параллелизм между айкидо и искусством владения мечом. Мы отдаем себе отчет в том, что каждая деталь техники айкидо и пути ее совершенствования в основном связаны с традиционной техникой владения японским мечом. Логично предположить, что техника айкидо заключается также в максимально тонкой и чуткой установке взаимосвязи между осью, выходящей из центра тела, и оси, выходящей из центра тела вашего противника. Тем не менее, не должно ли это изначальное родство рассматриваться как убедительное доказательство того, что айкидо в своей основе берет начало из традиций все того же искусства владения мечом, хотя обычно не предполагает использования оружия? Кроме того, в айкидо более распространены захваты за запястье, чем за лацканы одежды, и удары открытой, а не закрытой рукой; эти, на первый взгляд, тривиальные отличия, тем не менее, раскрывают сходство айкидо с техникой владения мечом, так как рука, захватывающая запястье противника, действует подобно руке, сжимающей меч, а открытая рука - как меч, вынутый из ножен, так как подобно мечу осуществляет движение на расширение пространства, а не на его сокращение. Единожды запомнив принцип движения, закрытая рука действует так, будто сжимает рукоять меча и может захватить лацкан одежды противника без потери этого ощущения. Однако, сходство с работой мечом не должно, тем не менее, исключать гибкость и живость движений, изначально свойственные айкидо. Таким образом, простое действие сжатия и разжатия кисти наполнено смыслом, имеющим долгие традиции.
Несмотря на все вышесказанное, айкидо замечательным образом переросло все описанные традиции. Это касается, прежде всего, его содержания, духа. Являясь боевым искусством, одним из направлений будо, айкидо не отрицает понятия боя как одного из его составляющих. Тем не менее, по своей сути это не обычное боевое искусство. Строго сохраняя форму и направление, это искусство претерпело трансформацию изнутри, превратившись в нечто новое, отличное от исходного.
В айкидо существует один важный аспект, отсутствовавший как во всех традиционных боевых искусствах, являющихся его источниками, так и в современных направлениях, получивших распространение во всем мире (дзюдо, каратэ, кендо и т.д.): его принцип айки состоит в гармонизации или объединении ки, то есть, физической и умственной энергии. Термин кгшусуби, в основном используемый мной в данной книге, более правильно отражает технический аспект описанного принципа. В отличие от термина кгшусуби, слово айки имеет более широкий философский смысл. Тем не менее, оба термина являются синонимами. Постижение науки разрешения конфликта путем объединения энергии ки, а не противопоставления ее, является фундаментальной характеристикой направления и отличает его от остальных. Вместо стремления к подавлению соперника путем силы и лучшей техники, предпринимается попытка объединения собственной ки с ки соперника, устанавливая прямую связь между собственным жизненным центром, хара, и жизненным центром соперника, таким образом превращая первоначальную двойственность в единое целое, которое мы называем кгшусуби, то есть связывание или слияние ки воедино. Тем не менее, описанный процесс обладает реальным содержанием и поэтому не имеет ничего общего с метафизическими мечтаниями или сентиментальным романтизмом, а тем более с колдовством. Применение этого принципа, его конкретное развитие определяется строгой технической системой айкидо, которая завораживает нас эффективностью, богатством форм, элегантностью, чистотой и последовательностью. Мы считаем, что айкидо принадлежит к тем немногим видам человеческой деятельности, которые строго управляются собственными принципами в рамках внешнего мира. Его познание, безусловно, требует постоянных и длительных занятий, основанных на правильных методиках.
Являясь объединением ки, кимусуби означает следующее: с целью предотвращения вреда, наносимого в результате нападения соперника, атакуемый пытается придти в гармонию с атакующим вместо оказания ему противодействия, не пытаясь бороться с ним или сдерживать его. Для этого он не только избегает столкновения с соперником и не наносит ему вреда, но, напротив, покорно подстраивается под него и следует ему. Иначе говоря, в этот момент его собственное «я» умирает. В реальности, человек, выполняющий описанные действия, на первый взгляд совершенно пассивные и полные послушания действиям соперника, в данный момент является ничем иным, как собственным «я» (жизненным центром) атакуемого, твердое и полное решимости. Таким образом, путем покорного послушания атакуемого направленной энергии атакующего, образуется единое динамическое ядро. В создавшейся ситуации атакуемый полностью доминирует. Явление, носящее название «боя», этот вид жизненной активности, вращается вокруг него. Однако, теперь его природа изменилась, в нем уже не скрывается враждебная неприязнь. Напротив, из центра идет излучение невозмутимости, возникший хаос исчезает, рождается новый гармоничный мир.
Подобное изменение ситуации возникает в начале процесса, в момент взаимного контакта двоих соперников, даже «до начала боя», разворачивающегося в реальных пространстве и времени. Данное утверждение относится лишь к действиям опытного мастера. Однако, во многих случаях, неопытный айкидока поддается безосновательному фантазированию, вот почему необходимо накапливать опыт постепенно в ходе, реальных занятий. Один из вариантов нападения, заключающийся в захвате запястья соперника и в настоящее время мало распространенный (в давние времена, когда мужчины носили холодное оружие, этот вид нападения, безусловно, имел смысл), однако являющийся составной частью одного из базовых упражнений, предоставляет прекрасную возможность для понимания, описанного процесса. В этой книге мы не можем вдаваться в подробности, однако правильным ответом на такое нападение является полная интеграция агрессивной силы в динамическую структуру атакуемого, центром которой является его хара, жизненный центр, находящийся в нижней части живота. Посредством достаточно простых упражнений можно достаточно ясно наблюдать этот процесс. Внутри общей динамической структуры или, согласно наиболее употребительной в айкидо терминологии, внутри глобального течения ки, атакуемая сторона превращается в проводника текущей ки - энергии атакующего и собственной энергии, вытекающей из жизненного центра.
Наряду с изучением техники дыхания, ученик начинает с приобретения навыка придания жесткости своему центру с одновременным расслаблением остальных частей тела (плеч, локтей и пр.), чтобы не создавать препятствия своей ки, но позволять ей течь свободно. На этом примере ясно видна суть изменения, которое претерпевает характер «боя». Его внимание должно быть направлено в основном не на поиск путей освобождения от агрессии, а на установление и поддержку единства ки, которая должна свободно вытекать и распространяться. Сознание, дыхание и движения тела сливаются в единое целое. Сила, достигаемая в результате такого слияния, носит название кокыо-риоку, сила «дыхания», которая, будучи единожды объединенной, вытекает из глубин твоего хара в виде глубокого дыхания. Внимание фокусируется за пределами сферы, носящей чисто физический и материальный характер, хотя и не теряет с ней связи. Действие уже не является обычным физическим упражнением, но приобретает психический или духовный характер, так как требует большей концентрации и умственной чистоты.
При рассмотрении изнутри айкидо, не теряя интенсивного физического аспекта, приобретает иной характер, который, подобно феномену энергетического потока, ки, по своей природе более близок к нашему сознанию, чем к нашему телу и который в определенной степени объединяется с нашим духом, мышлением и волей, в данном случае рассматривающимися как реальная сила. В этом смысле айкидо, являясь, кроме всего прочего, системой телесных движений, приобретает парадоксально смешанный характер. Физическое преимущество отступает на второй план. Должен пройти относительно длительный этап тренировок, прежде чем начинающий заниматься айкидо достигает описанного чувства работы с ки, а не с мышечной силой.
Одной из причин неприменимости в айкидо системы весовых категорий, принятой в других видах спорта, является то, что с точки зрения айкидо наше тело рассматривается не как определенная физическая масса, обладающая определенным весом, но как динамический поток, сама жизнь в ее активном состоянии в пределах жизненного пространства - среды, в которой находятся также другие активные жизни. С этой точки зрения бой представляется как усилие, направленное на организацию собственной жизни в среде других жизненных динамических потоков. С точки зрения заинтересованного субъекта схема боя сокращается до взаимодействия пространства, наполненного жизненными потоками и «я», являющегося самостоятельным жизненным потоком. Следовательно, двойственность, на первый взгляд необоримая, переходит в изначально автономное жизненное состояние, в котором, так или иначе, принимают участие все остальные. Сказанное выше в отношении захвата руки в полной мере относится и к другим типам атаки, например, к удару мечом. Различие между двумя формами атаки, на первый взгляд большое, становится минимальным при рассмотрении обоих явлений в качестве потоков ки, течение которых непрерывно и постепенно.
Внутренние процессы, которыми необходимо управлять в ходе выполнения физических действий, вкратце могут быть представлены следующим образом: положительное и активное восприятие энергии атакующего, ее объединение с собственной энергией и умение действовать своим хара. Техническое действие, не предваряемое этим основополагающим действием активного восприятия, обречено на провал. Объектом описанных действий, то есть, восприятия, поглощения и объединения, является динамика (или ки) противника, которая, однако, не может быть объектом действия, так как после завершения описанных процессов начальной двойственности уже не существует. Следовательно, хара осуществляет автономную деятельность, сходную с дыханием, посредством своих проводников (кисти, предплечья и т.д.), постоянно поддерживая созданное единство и не допуская тем самым повторного возникновения противостояния или двойственности. Каждое техническое действие должно отличаться оправданностью, простотой, непрерывностью, краткостью, последовательностью, цельностью и постепенностью развития; иными словами, необходимо избегать любой прерывистости, возвратных движений и задержек.
В айкидо, помимо прочих, менее типичных, существуют два движения, противоположных друг другу и в то же время дополняющих одно другое, прими и тенкан. Первое движение является «положительным», проникая в самое сердце динамического потока противника без нарушения собственной первоначальной ориентации; второе, являясь «отрицательным», в противоположность первому полностью изменяет собственную первоначальную ориентацию с целью максимально мягкого приспособления к энергетическому импульсу противника. Являясь противоположными, эти движения имеют общую основу: «кимусуби». В случае отсутствия этого начала первое движение превращается в простое лобовое столкновение, приводящее к полному поражению, так же как второе движение без соблюдения указанного принципа приводит к потере контроля над ситуацией и, в свою очередь, к поражению. Тем не менее, в каждом из рассмотренных движений кимусуби выступает в отличном аспекте. Если в первом случае значение кимусуби заключается в достижении единства ки, необходимого в условиях возникающего противостояния, то во втором случае возникает проблема интеграции с динамическим потоком противника во избежание собственного поглощения им.
Несмотря на кажущееся немалое различие, обе проблемы сводятся к единственному вопросу установления кимусуби с динамическим ядром атакующего. Другими словами, все сводится к превращению двух отдельных потоков в один, исходящий из единого динамического ядра, коим является собственный хара атакуемого. В этом отношении движение тенкан, на первый взгляд абсолютно пассивное и «отрицательное», по сути своей так же «положительно» как и другое движение, прими, в свою очередь являющееся столь же «отрицательным», как и первое. Оба эти движения часто образуют неразделимое единство («ирими-тенкаи»).
В обоих случаях определяющим является поглотительная и интеграционная способность хара атакуемого, то есть, его способность надежно установить кимусуби. По этой причине Морихэй Уэшиба часто говорил, что упражнения в айкидо в основе своей состоят в том, что он сам называл «инриоку-но-йосей», то есть, в выработке силы притяжения. Эта «сила притяжения» - «инрику» - должна быть достаточной для того, чтобы каждая свободная часть тела противника (свободная рука или нога, приготовленные для следующей атаки), оказалась полностью обезвреженной, будучи субъектом собственного динамического потока, впитанного и побежденного другим потоком.
Парадокс заключается в том, что для того, чтобы впитать поток ки противника, необходимо, чтобы хара атакуемого проник в его ядро, став его направляющей осью; это действие носит скорее ментальный, чем телесный характер, однако, ни в коей мере не является чем-то фантастическим или нереальным. Таким образом, для наружного восприятия этого потока необходимо его восприятие изнутри, из его центра. Необходимость проникновения в объект и пребывания внутри него в качестве оси или ядра с последующим его впитыванием (иными словами, действие по отношению к данному объекту в качестве крошечной точки, проникающей внутрь и замещающей его ядро, и одновременно в качестве большого и объемного «вместилища») является большим парадоксом, по сути своей иррациональным (но ни в коей мере не ирреальным), который мы называем хара или «кжаитанден», или «море-вместилище ки». Тот же парадокс раскрывает суть другого явления, носящего имя кимусуби.