Японская каллиграфия
Популярные
стили японской каллиграфии
Стиль kaisho – при его
выполнении одна линия пишется за другой. Этот стиль используется редко. Иначе
он называется как уставной почерк.
Стиль
каллиграфии Gyosho выполняется в быстрой технике, полукурсивом.Этот стиль
достаточно часто используется при написании японских иероглифов.
Стиль Sosho
- линии письма при выполнении этого
стиля менее четкие, нежели чем в других стилях. Sosho выполняется курсивом, а
быстрое написание иероглифов осуществляется в несколько движений.
Китайские иероглифы или кандзи стали использоваться в Японии, как ранее заимствованные письменные знаки из Кореи и Китая примерно в пятом веке нашей эры, то есть около 1500 лет назад. С тех времен, китайский символ каллиграфии, или «шодо» (дословно «путь письма») практикуется японцами, которые согласно китайской традиции создали свою собственную систему иероглифов.
Обучение японской
каллиграфии
Сегодня «шодо»
является обязательным предметом в японских начальных
школах. На данном элементарном уровне японская каллиграфия
известна как сюдзи (буквально, "практика надписи"), которая
призвана научить основам использования кисти и минимальному объему знаний по японской надписи. Шодо,
во многом, является каллиграфическим искусством, и для тех, кто уже освоил
основы Сюдзи. Содзи является также и факультативной дисциплиной в
младших и старших классах средней школы.
Как
искусство, «шодо» (японская
каллиграфия) очень тесно связана с художественным искусством - китайской
живописью, выполняемой, как правило, тушью, в стиле шубоку. Многие
практикующие каллиграфию
в стиле шубоку отмечают, что техники, используемые в этом направлении, не могут
не завораживать.
Базовый
набор инструментов, необходимых для японской каллиграфии составляют: кисть, чернила («суми»), либо
чернильная ручка или мгновенная тушь, а также специальная каллиграфическая
бумага («ханси»).
Кошма
(специальная циновка шийтайки) размещается под бумагой, чтобы обеспечить еще и
слегка эластичную поверхность для письма. Также используются и специальный
контейнер для чернил сузури (suzuri). Пресс-папье (bunchin, произнес бун-чен)
используется для хранения бумаги ханси. Наконец, имеется и еще один инструмент
– личная печать ("инкан"), используемая для подписи. Также
использяется «Суми» - твердый черный материал, в который втирается вода для
производства чернил.
Инструмент:
кисть для каллиграфии
Fude (кисти) - самый
важный инструмент для японской
каллиграфии, как правило, в комплекте их две: одна большего, другая
меньшего размера.
Волокна,
используемые для данных кистей, обычно изготавливают из волоса животных или
меха, часто это может быть смесь разных типов волокон, в которых важны и их толщина
и длина. Их ценовой диапазон колеблется
от сравнительно дешевых до астрономически дорогих, в зависимости от
экзотичности используемых материалов, качества изготовления и репутации
мастера. Личные предпочтения также являются окончательным критерием выбора
кисти для японской каллиграфии.
Бун-чен
(пресс-папье) – это инструмент, который используется для прижатия бумаги во
время письма. Это весьма эстетичная составляющая всего процесса, которая выполняет, однако, не только декоративное, но
и функциональное предназначение.
Популярные
стили японской каллиграфии
Стиль kaisho – при его
выполнении одна линия пишется за другой. Этот стиль используется редко. Иначе
он называется как уставной почерк.
Стиль
каллиграфии Gyosho выполняется в быстрой технике, полукурсивом.Этот стиль
достаточно часто используется при написании японских иероглифов.
Стиль Sosho
- линии письма при выполнении этого
стиля менее четкие, нежели чем в других стилях. Sosho выполняется курсивом, а
быстрое написание иероглифов осуществляется в несколько движений.