Новости
Боевое искусство кобудо
01.01.1970 03:00Несмотря на наличие утонченности и духовности, боевые искусства зарождались на поле боя. Это было средством выживания воина. Однако боевая техника самураев жива до сих пор.
О кобудо
Кобудо буквально означает «древнее боевое искусство». Зародившись на поле бое, этот стиль основан на одном понятии - выживании. Многие боевые искусства делают акцент на пробуждении духовного сознания. Но в кобудо главное - это победить противника. Посыл ясен и недвусмысленнен.
У подножия горы Фудзияма находится школа кобудо с более чем четырехсотлетней историей – «Суйо-рю Иай Кэмпо». Кацусэ Есимицу Кагэхиро является пятнадцатым наследником школы «Суйо-рю». Он один из немногих мастеров боевых искусств, который усвоил разные техники кобудо, включая бой на мечах.
Традиция суйо-рю зародилась в период феодальных войн. Её знания передаются из поколения в поколение одному наследнику, который избирается за свое умение, а не за родственные связи. Именно так Кацусэ занял свое место. Он был избран унаследовать свиток, содержащий учение школы.
Демонстрации традиции суйо-рю происходят в реальных поединках. Здесь применяют настоящие мечи, предпочитая, чтобы все было как можно ближе к реальности, ведь тренировочные мечи не следует использовать в реальном бою. «Акцент в нашей школе делается на технике - технике “убивать”, - рассказывает он. - Поэтому мы заняты скорее кобудзюцу, а не кобудо. Многие годы тренировок необходимы, чтобы стать мастером по кобудзюцу. Только тогда можно развить свое духовное состояние на пути боевых искусств».
Во всех основных приемах суйо-рю применяется настоящее оружие. Его использование требует чудес концентрации тела и ума. Кусаригамадзюцу - техника применения серпа и цепи для сокрушения противника. Нагинатадзюцу включает техники применения нагинаты - длинного шеста с прикрепленным клинком, подобным мечу. В дзедзюцу боец орудует твердым деревянным шестом.
Когусокудзюцу – техника, созданная для близкого боя. Она применяется в схватке с противником, чтобы нанести окончательный удар коротким мечом. Иай кэмпо - молниеносное высовывание меча из разных позиций. Противник поражен, прежде чем он сможет отреагировать.
Какова история кобудо?
На поле боя у самурая обычно не было времени раздумывать, какое оружие или технику ему применять. Он мог только полагаться на свой инстинкт. Инстинкт, выработанный благодаря тренировкам. Технические приемы могли спасти его жизнь и жизнь его господина.
Полевая тактика перешла на новый уровень изощренности в XIII веке. Воины научились использовать лук и стрелы, сидя на лошадях. Стрельба из лука и стремительные атаки давали возможность быстро уничтожить противника. Одновременно с этим развивалось оружие для пехотного боя, которое предусматривало сохранение расстояния. Это привело к появлению нагинатадзюцу. Затем появилось копье яри, и стало развиваться содзюцу.
В искусстве кусаригамадзюцу применяется металлическая цепь с грузом, которая запутывает меч врага. А серп предназначен для его шеи. Кусаригамадзюцу - это техника обезвреживания противника, вооруженного мечом. Точное метание металлического шара не происходит само по себе. Эта техника требует многих лет тренировок.
Искусство иай кэмпо заключается в молниеносном ударе мечом. Главный смысл в том, чтобы мгновенно вынуть катану для атаки, когда ты почувствовал чье-то намерение убить тебя. Внезапные нападения и кровная месть были обычным явлением во времена самураев.
Разница между кобудо и современными боевыми искусствами в том, что в кобудо нет правил. В настоящем бою у вас нет возможности выбирать себе оружие. Вы должны довольствоваться тем, что у вас есть. Если нет меча, то надо драться хоть камнем. Именно такого умонастроения необходимо добиться, практикуя кобудо. Вам нужно быть наготове всегда и знать, что вы можете использовать в угрожающей ситуации. Выживание есть предельная цель в этом боевом искусстве.
Дух кобудо
Дух кобудо продолжает жить в более чем 300 школах Японии. Каждая из них сохраняет свой отличительный стиль. Некоторые делают акцент на реальной боевой технике. Другие сосредотачиваются на сохранении и передаче форм ката. Третьи подчеркивают важность кобудо как вида японской культуры.
Храм в городе Касима считается местом, откуда пошло кобудо. Сам храм имеет историю, которая простирается более чем на 1400 лет. Его божество - будо. В нем хранится древнейший меч Японии. Чтобы защитить меч и храм, священники в древние времена становились искусными мечниками.
Их отличительная техника владения мечом сохраняется в боевом искусстве Касима Синто-рю. В нем много священных ритуалов и церемоний. Свиток, передаваемый на протяжении веков, документирует приемы с мечом, разработанные сотни лет назад.
Здесь используется одно характерное движение - направление острия меча на себя. Это называется «онкен». Онкен символизирует изгнание злых, эгоистических и отвлекающих мыслей, чтобы очистить дух перед применением меча. Их одежда также своеобразна. Она представляет собой облачение, которое носили древние священники.
В храме Касимы уверены, что все японские боевые искусства происходят от Касимы Синто-рю. Кэндо, например, обрело мировую популярность. И основная система кэндо была сформирована именно в этой школой.
Документально доказано, что движения самураев, которые рисковали своими жизнями на поле боя, были совсем другими, чем в современном будо. Большая разница между современным и классическим боевым искусством в том, что древние мастера не смыкали свои ноги и не били ногами. В современном будо и в спорте скручивание, накопление энергии и смыкание считаются важным фактором для мощного выпуска силы. Но у самураев был другой подход.
Вас могут атаковать мечом так, что единственным вашим выходом будет уклониться. Но если ваши ноги будут крепко прикованы к земле, то уклонить вы сможете только туловище, а ваша нижняя часть тела будет поражена. В боксе это не имеет значения, потому что вас там не будут бить по бедрам. Но чтобы избежать удара сверху, вам нужно быть ловким, иначе вы будете поражены в бедро.
Что тогда следует делать? В первую очередь вы должны отразить удар, например, с помощью кинжала. Если вы постараетесь избежать удара, то он за вами последует. Поэтому вместо этого вам следует приблизиться к атакующему, приглашая его ударить вам в голову. Итак, вы устремляетесь прямо на него, а затем отступаете в сторону. Эти действия вы не сможете выполнить с достаточной быстротой, если будете обеими ногами упираться в пол.
Кроме того, исторические документы гласят, что самураи прошлого применяли особую технику держания меча. Современный подход в кэндо и иайдо подразумевает, что вы не прижимаете руки друг к другу на рукояти меча. Там остается довольно большое пространство. Но если ваши руки вместе, то это создает совсем другую взаимосвязь с оружием, и ваша скорость удара увеличивается примерно вдвое. А в деле выживаемости все решают доли секунды. Ведь в битве на мечах дело не в силе, а в легкости движений и скорости.
Еще раз следует повторить, что в кобудо главное - это овладеть способами выживания. Это было очень суровое время, и самураям приходилось быть начеку круглые сутки. Но что заставляет людей продолжать заниматься кобудо сегодня? Без сомнения, это нечто большее, чем просто желание стать мастером по оружию или бою. Сущность лежит где-то поглубже, но только немногие избранные смогут достигнуть такого уровня, чтобы понять истину.
Говорить о пробуждении духовного сознания легко. Духовное просвещение можно достичь только после многолетних, неустанных тренировок. Вряд ли современные люди готовы будут отнестись к этому достаточно серьезно, чтобы достичь нужного уровня совершенства. В прошлом люди рисковали своей жизнью на тренировках. Больше такого не увидишь.
Итак, кобудо основывается на предельной цели всех боевых искусств - выживании. Один удар мечом по твоей ноге или голове, и ты теряешь эту ногу или голову. В кобудо нет правил, кроме того факта, что ты хочешь быть последним оставшимся в живых. К этому все и сводится. Благодаря твоему опыту в боевых искусствах и всей той боли, которую ты чувствуешь, ты получаешь опыт страдания. А если ты сам пострадал, то ты не захочешь, чтобы ближние твои пострадали подобно тебе. И это делает тебя лучше, а значит, лучше становится весь мир.