Новости
Капоэйра – национальное боевое искусство Бразилии. Помимо ударных приёмов оно включает в себя некоторые элементы акробатики, танца, игры. В обязательном порядке сопровождается музыкой. В отличие от ранних форм, современная капоэйра практически не используется в целях борьбы. Сейчас это скорее форма искусства, подразумевающая чёткое следование традициям в части проведения мероприятий, музыкального оформления, внешнего вида капоэйристов и присвоения им очередных званий.
16.02.2017 23:47
Из истории
Зародился этот вид боевого искусства в Южной Америке приблизительно в XVIII веке. Основателями же капоэйры являются чернокожие переселенцы из стран Африки, которые были завезены португальцами в Новый Свет в качестве бесплатной рабочей силы. В результате борьбы за независимость, произошло образование вольных поселений бывших рабов в лесах Бразилии, где их верования смешались с культурой индийских племён. Именно в этих поселениях и образовалась капоэйра, получив своё начало от африканских ритуальных танцев. Особый вклад в развитие искусства капоэйры в те времена внёс Зумби — вождь негритянского поселения Палмарис.
Название капоэйра по версиям разных источников трактуется по-разному.
В переводе с индейского языка обозначает «поле, заросшее кустарником, которое расчищалось выжиганием или же вырубкой». С португальского языка – «клетка для кур». В переводе с языка народа Конго означает подражание человека движениям дерущихся петухов.
Развитие капоэйры
Это экзотическое единоборство в Бразилии долгое время было под запретом из-за социальной дискриминации, которая присутствовала несмотря на официальное признание равенства прав негров, индейцев и европейцев. Но официальный запрет, прописанный в Конституции Бразилии в 1892 году, не в состоянии был отменить существование подпольных объединений капоэйристов, которые маскировали тренировки под обычные танцы. Вопреки запретам искусство продолжало стремительно развиваться. И уже в 1930 году получило официальное признание, после осуществления военного переворота, существенно изменившего политическую ситуацию в Бразилии. Это послужило толчком в развитии культуры и уже в 1932 году открывается первая официальная школа капоэйры под началом Местре Бимбы (Мануэль дус Рейс Машаду). Им был разработан новый отдельный стиль уже популярного искусства под названием «Капоэйра Режионал», оновными чертами которого является развитие скорости рефлексов.
Ещё одной известной личностью в становлении искусства капоэйры является Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Им также было основана собственная школа (1941) и разработан отдельный стиль «Капоэйра Ангола». Акцент в нём ставиться на осмысленности движений.
Помимо описанных выше стилей существует также и универсальный, основанный на смешении двух предыдущих, стиль — Капоэйра Контемпоранеа. К этому стилю относятся также те, кто не считает себя последователем ни одной из описанных школ.
В Европе искусство капоэйры впервые стало известно в 1951 году, с приездом первого артистического тура, за которым последовали и другие, что дало возможность отдельным мастерам остаться там для обучения желающих и проведения сольных выступлений. В Штатах капоэру начали в 1975 году. В странах постсоветского пространства искусство капоэйры стало набирать популярность намного позже (только в 1994) после выхода на экраны многочисленных фильмов, содержащих сцены применения характерных приёмов.
Капоэйра в современном мире
В наши дни представители капоэйры на своих встречах соблюдают определённые правила. Из участников образуется круг, в изголовье которого помещаются музыканты, а в центр круга выходит пара бойцов, принимающих непосредственное участие в игре. Они стараются посредством ударов, прыжков, акробатических элементов достать своего противника и сбить его с ног. Характер игры определяются ритмом музыки, сопровождающей все действие. Состав оркестра капоэйры, определяется многолетними традициями. Согласно им, главная роль отводится Беримбау – инструменту, похожему на лук с резонатором. Помимо этого классический состав оркестра включает и другие инструменты, представляющие собой барабаны, колокольчики, трещотки, бубны.
В освоении капоэйры предусмотрено наличие нескольких ступеней совершенства, соответствие обучающегося которым определяет непосредственно его учитель по итогам занятий. Присвоение нового звание и вручение специального шнура-платка происходит на церемонии посвящения – батизаду. Разделяют следующие ступени: ученик, опытный ученик, помощник учителя, местре-шарангейру, контра-местре и местре.
В настоящее время искусством капоэйры увлекается множество людей по всему миру. Основано большое количество школ, в которых ведутся занятия в соответствии с одним из стилей капоэйры. При этом философия искусства подразумевает, что капоэйра – свободное занятие и строгая организация в его развитии совсем необязательна. Главное – отдавать дань традициям и чётко передавать знания от учителя к ученику.